Владимир Иванович ВЕРНАДСКИЙ
28.02 (12.03) 1863 – 06.01.1945
Один из величайших людей Человечества – В. И. Вернадский – родился в Санкт-Петербурге в 1863.
Дед будущего ученого – Василий Иванович закончил медицинский факультет Московского университета и служил военным врачом, получил дворянский титул, принимал участие в походах войска А. В. Суворова через Альпы, после чего поселился в Киеве, где и родился отец В. И. Вернадского – Иван Васильевич (1821-1884).
В 1868 из-за неблагоприятного климата семья Вернадских переехала в Харьков – один из ведущих научных и культурных центров тогдашней Российской империи. В 1873 Владимир стал первоклассником Харьковской классической гимназии.
В 1885 окончил физико-математический факультет Петербургского университета, где преподавали выдающиеся ученые: В. В. Докучаев, Д. И. Менделеев, А. И. Воейков (создатель современных представлений климатологии), А. Н. Бекетов (основатель научной школы географии растений), Н. П. Вагнер (крупный специалист по фауне беспозвоночных).
В 1886 В. И. Вернадский женился на Наталии Егоровне Старицкой, с которой прожил более 56 лет. В семье было двое детей: сын Г. В. Вернадский (1887-1973), известный исследователь русской истории, дочь Н. В. Вернадская-Толль (1898-1985) – врач-психиатр.
В 1890 В. И. Вернадский становится приват-доцентом кафедры минералогии Московского университета. В 1897 защитил докторскую диссертацию в Петербургском университете.
В. И. Вернадский более 20 лет (1890-1911) преподавал в Московском университете, где формировались его научные интересы. Ушел в отставку в 1911 в знак протеста против притеснений студенчества и нарушений устава университета Министром просвещения Кассо.
До него минералогия считалась скучной описательной наукой. В. И. Вернадский создал новую минералогию с генетическими основами, внес в нее дух динамизма. Получив кафедру Московского университета, Вернадский разделил кристаллографию и минералогию, считая, что первая опирается на физику и математику, а вторая – является химией земной коры и связана с геологией.
За время работы Вернадского в Московском университете неузнаваемо преобразились и кафедра минералогии, и ее кабинет. Были составлены каталоги, а коллекция минералов кабинета увеличилась почти вдвое и стала одной из лучших в России. Кабинет постепенно вырос в научный институт, снабженный современным оборудованием. Особое место в творчестве Вернадского занимала проблема алюмосиликатов, в исследовании которых он достиг больших успехов.
В.И. Вернадский в 1900 добился передачи в Минералогический кабинет (музей) Московского университета из Румянцевского музея крупнейшей и лучшей в России частной коллекция минералов графа Н. П. Румянцева. В настоящее время коллекция минералов Н. П. Румянцева входит в собрание Государственного геологического музея им. В. И. Вернадского.
В круг интересов Вернадского входили геология и кристаллография, минералогия и геохимия, радиогеология и биология, биогеохимия и философия, история наук, организаторская деятельность в науке и общественная деятельность. Он – автор трудов по философии естествознания, науковедению, создатель учения о биосфере и ее эволюции, о мощном воздействии на окружающую среду человека и о преобразовании современной биосферы в ноосферу – сферу разума. Вернадский был не только геологом, но и занимался биологией, изучением почв, природных вод, метеоритов, проблемами радиоактивности. К примеру, из 416 опубликованных трудов 100 посвящено минералогии, 70 – биогеохимии, 50 – геохимии, 43 – истории наук, 37 – организационным вопросам, 29 – кристаллографии, 21 – радиогеологии, 14 – почвоведению, остальные – разным проблемам науки. Общей характерной чертой исследований ученого является фундаментальность. Поэтому его труды и идеи не потеряли актуальности и практического значения и в наши дни.
Из генетической минералогии в начале ХХ века зародилась новая наука – геохимия, основателем которой общепризнан В. И. Вернадский. Сам термин “геохимия” был предложен швейцарским химиком Ф. Шенбейном еще в 1838, но именно Вернадский придал этому термину новый смысл. Годы зарождения геохимии – 1908-1911. Первый курс новой науки прочитал в 1912 ученик В. И. Вернадского, – А. Е. Ферсман. В дальнейшем В. И. Вернадский неоднократно выступал с докладами и лекциями по геохимии, написал по этой тематике книгу.
Радиогеология – одна из самых молодых геологических наук, которая появилась в начале ХХ века и получила развитие во многих странах мира. Вернадского считают создателем радиогеологии как самостоятельного научного направления. Проблемами радиоактивности Вернадский занимался с 1908 и на протяжении всей жизни.
Вернадский делал доклады, организовывал экспедиции на поиски радиоактивных минералов на Кавказ и в Среднюю Азию. Открытие радиоактивных руд в Фергане, поиски на Урале и в Забайкалье позволили создать собственную сырьевую базу в СССР.
В декабре 1921 учеником В. И. Вернадского В. Г. Хлопиным был получен первый русский радий из ферганской руды. По инициативе Вернадского в 1922 в Петербурге был создан Радиевый институт. В 1940 в связи с обращением В. И. Вернадского, А. Е. Ферсмана и В. Г. Хлопина в Президиум АН СССР была создана Комиссия по урану.
До того времени, в 1915 по инициативе Вернадского была создана Комиссия по изучению естественных производительных сил России (1915-1930), которая объединила крупнейших ученых – геологов, химиков, экономистов. Результатом деятельности комиссии явились открытие месторождений бокситов (Тихвинское месторождение), дана оценка железных руд Урала, исследованы фосфориты Центральной России и т.д.
В. И. Вернадский многие годы был активным членом Московского общества испытателей Природы. Он часто выступал в Обществе с научными докладами (о химических элементах земной коры, поисках радия, механизме земной коры и др.), редактировал “Бюллетень МОИП”, принимал активное участие в организации и проведении торжественных мероприятий, посвященных 135-летию Общества. Ещё в 1900 В. И .Вернадский по поручению Общества провел экспедиции в Башкирию, Кутаисскую и Таврическую губернии, Кубанскую область для геологических исследований. За заслуги перед Обществом его избрали вице-президентом МОИП, которым он был вплоть до своей кончины.
В своей самой знаменитой книге “Научная мысль как планетное явление” В. И. Вернадский излагает собственное видение эволюции человечества в геологическом и социально-историческом масштабах времени. Это одна из первых в научной литературе попыток обобщения эволюции нашей планеты как единого космического, геологического, биогенного и антропогенного процесса. Вернадский показывает ведущую преобразующую роль науки и общественно организованного труда человечества в настоящем и будущем планеты. Научная мысль, наука рассматриваются как важнейшие силы преобразования и эволюции Земли.
Учение В. И. Вернадского о ноосфере сформировалось уже в конце его жизни. Пристальное внимание к геологической и геохимической деятельности человечества привело его к размышлениям о новой фазе эволюции биосферы – о ноосфере. Впервые В. И. Вернадский употребил этот термин в письме Б. Л. Личкову 07.09.1936 в Карлсбаде. В первый раз публично термин “ноосфера” Вернадский использовал в 1937 в докладе “О значении радиогеологии для современной геологии”, который он прочитал на 17-й сессии Международного Геологического конгресса. Он сказал: “Мы живем в эпоху, когда человечество впервые охватило в бытии планеты всю Землю. Биосфера, как удачно выразился Ле Руа, перешла в новое состояние – в ноосферу”
В 1945, после смерти В. И. Вернадского в журнале “American Scientist” вышла его статья “Биосфера и ноосфера”, которая получила широкую известность в научных кругах.
В трудах Вернадского указан ряд конкретных условий, необходимых для становления и существования ноосферы:
- Заселение человеком всей планеты;
- Резкое преобразование средств связи и обмена между разными странами;
- Усиление связей, в том числе политических, между всеми государствами Земли;
- Преобладание геологической роли человека над другими геологическими процессами, протекающими в биосфере;
- Расширение границ биосферы и выход в Космос;
- Открытие новых источников энергии;
- Равенство людей всех рас и религий;
- Увеличение роли народных масс в решении вопросов внешней и внутренней политики;
- Свобода научной мысли и научного искания от давления религиозных, философских и политических построений и создание в общественном и государственном строе условий, благоприятных для свободной научной мысли;
- Подъем благосостояния трудящихся. Создание реальной возможности не допустить недоедания и голода, нищеты и ослабить влияние болезней;
- Разумное преобразование первичной природы Земли с целью сделать ее способной удовлетворить все материальные, эстетические и духовные потребности численно возрастающего населения;
- Исключение войн из жизни общества.
Деятельность Вернадского оказала огромное влияние на развитие наук о Земле, на становление и рост АН СССР, на мировоззрение многих людей. Его учениками были академики А. Е. Ферсман, А. П. Виноградов, В. Г. Хлопин, члены-корреспонденты АН СССР А. А. Сауков, Д. А. Тугаринов и десятки других, ставших докторами наук.
В 1915-1930 В. И. Вернадский был председателем Комиссии по изучению естественных производственных сил России, был одним из создателей плана ГОЭЛРО. Комиссия внесла огромный вклад в геологическое изучение Советского Союза и создание его независимой минерально-сырьевой базы.
С 1912 – академик РАН (позже АН СССР). Один из основателей и первый президент (27.10.1918) Украинской АН. Организатор и директор Радиевого института (1922-1939), Биогеохимической лаборатории Академии Наук (1928 год; ныне – Институт геохимии и аналитической химии РАН им. В. И. Вернадского), директором которой он был до своей кончины.
В 1943 “за многолетние выдающиеся работы в области науки и техники” В. И. Вернадский был удостоен Сталинской премии I степени.
В. И. Вернадскому принадлежат замечательные слова: “Человеческая личность есть драгоценнейшая, величайшая ценность, существующая на нашей планете. Она не появляется на ней случайно и, раз исчезнувши, целиком никогда не может быть восстановлена. Лучшей памятью об ушедших является исполнение ими намеченного другими, которым его память дорога”.
Именем В. И. Вернадского названы:
- Государственный геологический музей (Москва);
- Всероссийский народный университет биосферных знаний (Москва);
- Центральная научная библиотека АН Украины;
- Институт геохимии и аналитической химии РАН (Москва);
- Музей биосферы в Петербургском отделении истории естествознания и техники РАН;
- Студенческий социологический центр “Ноосфера” (МГТУ им. Н.Э.Баумана);
- Кратер на обратной стороне Луны;
- Пик в бассейне реки Подкаменная Тунгуска;
- Гора на острове Парамушир (Курильские острова);
- Подледные горы в Восточной Антарктиде;
- Подводный вулкан в Атлантическом океане;
- Минерал вернадит;
- Диатомовая водоросль;
- Рудник в районе озера Байкал;
- Станция метро “Проспект Вернадского” в Москве;
- Станция Вернадовка Казанской железной дороги;
- Село Вернадовка близ Симферополя;
- Научно-исследовательское судно Академии Наук Украины “Академик Вернадский”;
- Украинская научная станция в Антарктиде;
- Пароход Камского речного пароходства “Геолог Вернадский”;
- Проспект в Москве;
- Проспект в Киеве;
- Неправительственный экологический фонд, учредивший в 1997 медаль им. Вернадского “За вклад в устойчивое развитие” за выдающиеся научные работы в области минералогии, геохимии и космохимии АН России и АН Украины с присуждением премии им. В. И. Вернадского.
Академией наук России учреждена золотая медаль имени В. И. Вернадского. При Президиуме АН России существует Комиссия по разработке творческого наследия академика В. И. Вернадского, которая издает свой “Бюллетень”.