Агрегат "АМ"

Видео по теме "Первая в мире АЭС и ее наследие"

Проблем было много. Было несколько Постановлений Правительства, уточняющих состав проекта, организацию работ и переносивших сроки завершения работ. Реактор с газовым охлаждением был исключен из состава проекта. Реактор с жидкометаллическим охлаждением был реализован позднее в составе наземного прототипа АПЛ,  а затем  в серии быстрых реакторов с натриевым теплоносителем.

Остался один  уран-графитовый канальный реактор с водяным теплоносителем. Он получил название АМ.  Аббревиатура АМ изначально означала «атом морской», так как реактор был предназначен для транспортной установки, однако его размеры оказались слишком велики и было принято решение об использовании данного реактора для гражданской энергетики, в результате чего расшифровкой аббревиатуры АМ стало сочетание «атом мирный».

Идея конструкции активной зоны станции была предложена И. В. Курчатовым совместно с профессором С. М. Фейнбергом, главным конструктором стал академик Н. А. Доллежаль.     Фактически проектирование, сопутствующие ему НИОКР, строительство, монтаж и подготовка кадров для эксплуатации были совмещены во времени.

К строительству здания приступили в сентябре 1951 года. Начали рыть котлован - глубиной 20 метров. Строить приходилось по наброскам и эскизам, в которые непрерывно вносились изменения. Долгое время основным инструментом были лопата и тачка. После смерти И.В. Сталина работы резко затормозились из-за "разгрузки" лагерей. Блохинцев даже предлагал снять часть рабочих со строительства МГУ.

Посмотрите несколько фото и документов того времени (Документы об Агрегате "АМ")

 

Специалисты Е4-Центрэнергомонтаж принимали самое активно участие в работах на площадке строительства Обнинской АЭС в далеких 50-х годах XX века.

 

Смотрите также публикации:

- От Обнинска до Силламяэ

- «Хочу поделиться воспоминаниями»

- «Главное, что остается людям...»